Россия как естественное государство



В наше время не все современные государства являются по-настоящему современными.

По Д.Норту, современное, основанное на безличном равенстве, всеобщем доступе и всеобщем включении, государство основывается на компромиссе между двумя группами людей: (1) имеющими больше возможностей для доступа к ресурсам, ренте и (2) основной массой населения. Также важнейшей его характеристикой является открытый доступ всех жителей страны ко всем видам ресурсов и человеческим и гражданским правам. Институционально оно оформлено как демократическое, правовое государство. 


Россия же относится к так называемому  "естественному государству" - основанному на насильственном отчуждении основной массы населения от ресурсов и прав (“режим ограниченного доступа”).


Вот его общая схема:


Естественное государство - это государство элиты, существующее ради ее благополучия. 


Элита формируется двумя путями. Во-первых,  это люди, имеющие доступ и способность создавать ренту (эксплуатацией населения), отчуждать её и перераспределять для укрепления своих доминирующих позиций. Во-вторых, это люди, являющиеся специалистами по насилию (бандиты, армия, парамилитарные организации), они необходимы для эффективной эксплуатации населения, устранения конкурентов и теми, кто угрожает обладателям ренты и которых пока нельзя нейтрализовать.  


Специалисты по созданию ренты и специалисты по насилию необходимы друг другу, и поэтому находят друг с другом динамичный компромисс для совместной эксплуатации населения. Наиболее способные и дерзкие люди из элиты  формируют господствующую коалицию. Она властвует как над элитами, так и остальным населением. 


Инструментами господства является насилие и коррупция. 

Насилие проявляется как в прямом физическом воздействии (или угрозе его применения) на неугодных, нелояльных и недоговороспособных подданных, так и в символическом виде - через создание механизма закрытого доступа, исключение из гражданского и человеческого равноправия, через репрессивные законы и практики.


Коррупция проявляется через механизмы изъятия ренты и её перераспределения для поддержания лояльности элитных групп и чувствительных для элит групп населения ( применение насилия в отношении которых превышает издержки от передачи им части ренты для покупки их аполитичности). Коррупция используется и для регулирования доступа в элиту и господствующую коалицию. Получение права на участие в коррупции является признанием того, что человек значим для влиятельных лиц и групп, осуществляющих господство. Репрессии за коррупцию означают исключение из элиты и господствующей коалиции или являются проявлением борьбы влиятельных группировок, перераспределение влияния внутри власть предержащих.  


Господствующая коалиция имеет динамический характер - в своей состав она принимает лишь тех, кто реально способен создать и перераспределить ренты, обладает влиянием на поддержание внутриэлитного компромисса и гарантированно обеспечивает насилие в отношении тех, кто угрожает (хоть и потенциально) коалиции и элитам. 


Политически подобные государства являются диктатурами. В зависимости от особенностей создания, изъятия и перераспределения ренты и цены применения прямого насилия и способов доступа для элиты диктатуры могут носит характер военных, тоталитарных, авторитарных, электоральных (гибридных ) режимов. 


Все вышеперечисленное, собственно говоря, всегда составляло сущность российского государства. И к сожалению, оно является таким до сих пор. В целом, в российской истории было всего лишь два кратких периода, когда, казалось, начинался переход к государству современного типа - весной 1917-го и в 1990 - 1993 годах.

Современное положение дел фактически является продолжением институционального устройства, сложившегося в советский период российской истории. Поэтому оставим в стороне 1917-й и посмотрим на динамику естественного государства времен СССР.


Можно смело утверждать, что в СССР с конца 1920-х годов политическим оформлением естественного государства был тоталитаризм. С его помощью коммунистические господствующие коалиции (их было несколько) через государство пытались (более или менее успешно) контролировать все сферы жизни подвластного населения, навязывать подданным стратегии жизни, подвергая репрессиям самодействующих людей.


В конце 1980-х годов очередная борьба группировок советской элиты и перестройка господствующей коалиции (что происходило по разным причинам, которые требуют отдельного обсуждения) заставила М.Горбачева, его оппонентов и элиты национальных республик обратиться за поддержкой к населению, расширяя его (населения) доступ  к гражданским правам и экономическим ресурсам. Это чуть было не поставило СССР на грань перехода к режиму открытого доступа. Но это испугало элиты России, контролировавшие власть и экономику: превращение части подданных в граждан своей страны ограничивало их власть. К тому же  распад Советского Союза сократил и доступные российским элитам ресурсы, из  которых она могла извлекать ренту. Таким образом, уменьшение возможностей для получения ренты и угроза сменяемости власти заставили элиты в 1991 - 1996 годах достигнуть определенного компромисса: был зафиксирован текущий уровень доступа элит к государственному управлению и собственности, а также признано право на власть господствующей коалиции во главе с Б. Ельциным, а затем В. Путиным. Для сохранения сложившегося положения был начат процесс расширения государственного насилия и ограничения доступа для населения и тех, кто претендуя на вхождение в элиту, ценностно был неприемлем для сложившейся ее генерации или мог обратиться за поддержкой своих притязаний к населению. Последних стали либо убивать, либо подвергать репрессиям. 


Таким образом в России конца 1990-х годов сформировался режим авторитаризма, который принято именовать то электоральным, то гибридным. Постепенно, по мере все более широкого применения путинской господствующей коалицией насилия и системной коррупции для регулирования внутриэлитных и общественных отношений, началось разрушение протодемократических и капиталистических  институтов, сформировавшихся в стране в начале 1990-х годов. Нарастал процесс ограничения доступа к ресурсам и правам для основной массы граждан, которых вновь превращали в исключенных -  сначала из гражданского, а затем и человеческого равноправия, возвращая их в состояние подданных господствующей коалиции. Власть последней вновь стала приобретать характер абсолютной, то есть свободной от контроля и воздействия основной массы элит и общества. И это имело множество последствий, из которых главными были две.


Первое. Путину и его окружение смогли пойти на ограничение доступа элит к ренте - через коррупционные схемы освоения государственного бюджета, огосударствление части экономики и передачу значимых отраслей доверенным лицам, лицензирование все больших видов хозяйственной деятельности.


Второе. У господствующей коалиции появилась  потребность  и условия для начала процесса ретотализации - в ответ на сопротивление части российских буржуа и городского населения самовластному режиму. 


В итоге с  2012 года господствующая коалиция установила тотальный контроль за всеми сторонами жизни людей, включая их личную жизнь (репрессии на основании сексуальной, гендерной, мировоззренческой идентификации, патриархализация семейных отношений, контроль за личными сетями в их современном технологическом виде и пр.). Институциональное оформление вторичного тоталитаризма сопровождается расширением репрессий, выдавливанием в эмиграцию, окукливанием в личной жизни остатков российской буржуазии, молодых горожан, интеллигенции и иных носителей ценностей саморазвития. 


Подобная эволюция российского государства, с одной стороны, - это реализация одного из вариантов развития естественного государства. А с другой - связана с ценностными установками и опытом путинской господствующей коалиции и совершенным ею отрицательным отбором в нынешнюю генерацию российских элит.